Get Adobe Flash player

   

Вход на сайт

 

 

Вы здесь

Главная

ИзображениеО том, что в начальной школе с этого учебного года вводится новый предмет, слышали многие родители. Правда, большинство мам и пап, раз услышав, тут же забыли, потому что в школьном расписании он появился только у учеников четвёртого класса. И даже те, чьи дети начали изучать новый курс, так до конца и не осознали, в чем же его суть. А между тем, оказывается, мнение родителей при изучении данного предмета играет далеко не последнюю роль. 

Разобраться в тонкостях нового школьного предмета сегодня нам поможет директор филиала Института развития образования Кировской области Надежда Викторовна Барабанова.
 
- Надежда Викторовна, что это за новая дисциплина и с какой целью введена в школьную программу?
- «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)- такое название получила эта дисциплина. Она начала разрабатываться по поручению Президента РФ и по распоряжению Председателя Правительства РФ в августе 2009 года. Инициатором же введения этого курса стала Русская православная церковь. Почему она? Наверное, потому, что она самая многочисленная в России, имеет глубокие корни и исторически несёт ответственность за судьбу России. С какой целью? Я считаю, что очень хорошо характеризует ситуацию фраза Георгия Свиридова: «Образовавшаяся пустота (после искоренения религии) народной души открыта для зла, и оно заполняет эту душу неуклонно и постепенно, до дна». Видимо, духовное обнищание нашего общества настолько глубоко, что возникла необходимость духовного возрождения. Причем, уважая все мировые религии, которые исповедуются на территории России, а также атеистические взгляды, был предложен модульный характер этого курса.
- Что это значит?
- Курс состоит из 6 модулей. Два из них нерелигиозные: это «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». И четыре модуля – религиозные: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры» и «Основы буддийской культуры». 
- Кто решает, по какому модулю будут учиться дети? 
- Вот тут-то мы и подошли к вопросу об ответственности родителей. Если при изучении других школьных предметов мы доверяем выбор учебников, создание рабочих программ и пр. учителю, то при изучении этого курса выбор делает родитель. Задача школы – уважительно отнестись к выбору родителей и обеспечить обучение в соответствии с ним. Первоначально эта мысль прозвучала в письме Министерства образования и науки РФ с методическими рекомендациями о преподавании курса от 8 июля 2011 года. А в декабре прошлого года был принят новый Закон об образовании в Российской Федерации, в котором есть статья 87 «Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации…», и в пункте 2 этой статьи четко зафиксировано: «выбор одного из учебных предметов, курсов дисциплин (модулей)… осуществляется родителями». 
- Как все это реализуется на практике?
- Мы не сталкивались с ситуацией, когда в одной школе ведутся все шесть модулей. Если школа большая, чаще всего выбирают два–три модуля. Если выбирают один модуль, то либо родители представляют компактно проживающую этнокультурную группу, либо… это говорит о том, что родителям не разъяснили их права, не рассказали о самом курсе и не показали содержание модулей. К сожалению, из разговоров с родителями, телефонных звонков к нам в филиал действительно выясняется, что люди просто не представляют, что это за курс. Не знают, что государство предоставило возможность вспомнить о своих истоках: каковы корни каждой конкретной семьи, на какой исторической, духовной, культурной основе базируются ее ценности. 
Сам курс имеет культурологический, светский характер, только преподавание осуществляется в разных традициях. И рассказывается во всех модулях об общечеловеческих ценностях, которые зафиксированы в новых образовательных стандартах. Методологической основой данного документа служит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина РФ. Здесь впервые за долгие годы определён воспитательный идеал – каким нужно вырастить человека и названы базовые национальные ценности, в числе которых такие общечеловеческие, как патриотизм, семья, труд и др. Есть среди них и традиционные российские религии как основа духовности многих поколений. Вот эти шесть модулей новой учебной дисциплины дают родителям возможность самим определиться, откуда они корнями, каковы семейные традиции, что в основе ценностей семьи, каким хотели бы видеть своего ребенка.
- Как встретили новый предмет в школах нашего округа?
- Были разные подходы. Кто-то предлагал: пусть все этику изучают. Приходилось разъяснять, что выбор не за администрацией школы, а за родителями. Есть школы, где к решению проблемы подошли правильно. Например, изучают три модуля – «Основы светской этики», «Основы православной культуры» и «Основы исламской культуры». Но выбирают больше светскую этику. Очевидно, сказывается, что большинство наших преподавателей, да и родителей, сами обучались в условиях преподавания этических дисциплин с позиций светской этики.
- В каких классах ведется преподавание нового предмета?
- В этом году – только в четвертых. И только специально подготовленными учителями. Сейчас в Министерстве образования и науки ждет утверждения новая концепция этого курса. Возможно, он будет называться по-другому, но модульный характер в новой концепции сохранен. И в этой концепции содержится предложение со 2 по 4 класс вести ознакомительный (пропедевтический) курс, а с 5 по 10 – систематический. В 11 классе предполагается выполнение проектов. Но когда новая концепция будет принята, сказать сложно. Скорее всего, в ближайшее время новый предмет четвертый класс не перерастет, а дальнейшее формирование базовых национальных ценностей у школьников в учебной деятельности будет вестись на интегративной основе через предметы учебного плана.
- Ваш филиал обучает преподавателей?
- Да, и мы тоже. Программа разработана Академией повышения квалификации. Сначала академия обучила тьюторов, которые ведут обучение педагогов на местах, а затем специалистов начали готовить региональные институты развития образования. Большое количество учителей в нашей области были обучены в головном институте. На нашей же базе были проучены две группы. Первую группу мы условно называем «южане» - это учителя из города Вятские Поляны и Вятскополянского района. Кстати, сейчас на базе этой группы работает творческая лаборатория по преподаванию «Основ религиозных культур и светской этики», и в апреле мы планируем провести окружной обучающий семинар по результатам ее работы. Кроме того, мы проучили вторую группу – уржумских, немских и малмыжских педагогов. Сейчас учителя, которые преподают этот предмет, говорят, что он очень интересный и, главное, нравится детям. Подготовка учителей построена так, что они изучают содержание всех шести модулей. Но если вести речь о религиозных модулях, то методисты и священство считают, что все-таки лучше, когда преподаватель, ведущий обучение, является носителем этой культуры. Все-таки убежденность – великое дело. Не менее важно понимание традиций, ценностей. 
- Как Вы сами считаете, нужен такой предмет в школе?
- Я считаю, нужен. Когда в лихие 90-е мы порушили систему воспитания в государстве, в обществе произошли очень негативные явления. Как известно, наиболее полно и системно ценности формируются в семье и школе. И то, что с процессом модернизации российского образования воспитание вернулось в школу, это правильно. Меня иногда спрашивают родители: дети стали плохими? Я отвечаю: нет, дети не стали хуже, это мы с вами растерялись в сложной современной ситуации. Мы потеряли системность и слаженность в воспитании наших детей. Скорее всего, вокруг новой образовательной области учебного плана «Основы духовно–нравственной культуры народов России» и будет выстроено воспитание. Я думаю, подход этот правильный. Не может ребенок в семье слышать одно, а в школе – другое и при этом воспитываться правильно. Например, если ребенок воспитывается в исламских традициях, то, наверное, стоит это учитывать и в школе. А то, что при изучении курса «Основы религиозных культур и светской этики» нет преимущества какого-то одного модуля, вполне соответствует Конституции нашего государства, которая утверждает, что Российская Федерация – светское государство и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной (ст. 14). В модулях нет основ вероучения, все они работают на базовых национальных ценностях. Ценность семьи, патриотизм, нравственность – вот что лежит в основе всех без исключения модулей. Курс построен так, что дети имеют возможность общаться друг с другом во время изучения разных модулей. Например, на первом уроке у всех одна тема – «Наша Родина – Россия». На последние уроки, когда подводятся итоги курса, дети снова собираются вместе и рассказывают друг другу, что они узнали, представляют свои проекты, то есть идет обмен культурными ценностями. Аналогов такому курсу у нас еще не было! Сейчас, в эти апрельские дни, в школах должны определиться, по каким модулям данного предмета будут обучаться дети, и решающее слово должно быть за родителями. Хотелось бы, чтобы они осознали, какая на них лежит ответственность при выборе модуля. 
Г. Павлова.